«То ли тухлятина, то ли мазут». Жители десятков домов Калининского района вынуждены мыться желтой водой с запахом мазута.

07.08.2020

С 1 августа на низкое качество воды жалуются жители двух десятков домов Калининского района. Судя по сообщениям в социальных сетях, в кварталах между Северным проспектом, Гражданским, Непокоренных и улицей Руставели во время банных процедур регулярно ощущают запах то тухлятины, то мазута. Проблема возникает с незавидной регулярностью, и два года безуспешной борьбы за чистоту заставили петербуржца отправить почерневший фильтр лично губернатору Александру Беглову. Среди виновников обнаружился и коронавирус.


Петербуржцы из двух десятков домов Калининского района подняли панику в социальных сетях — с 1 августа горячая вода в их домах совсем испортилась и стала пахнуть мазутом. Проблемные адреса есть на улицах Черкасова, Ушинского, Софьи Ковалевской, Карпинского, Верности, проспектах Науки, Гражданском и Северном, дома подключены к самым разным управляющим компаниям: как минимум трем ЖКС и одной УК. Гневные сообщения выглядят так: «Воняет — жуть… даже руки мыть противно… не то чтобы посуду помыть…», «Меловая горячая льётся… с бледным осадком», «Горячая вода так воняет мазутом, что я не могу умыться, даже тошнит от запаха, холодная воняет трубами гниющими, как жить?!! Как мыться!!!»


Одна из жительниц рассказала «Фонтанке», что 1 августа обратилась в аварийно-диспетчерскую службу Калининского района, но там сослались на переключение котельных, посоветовали три дня водой не пользоваться и потерпеть. Эту теорию «Фонтанке» подтвердили и в ГУП «ТЭК». «Временное ухудшение качества воды могло произойти в момент переключения с одного источника на другой с целью сохранения горячего водоснабжения абонентам Калининского района», — сообщили в учреждении. По словам местных, к 6 августа почти ничего не изменилось. «Нам сказали, что не знают, когда пойдет нормальная вода. Сейчас запах мазута присутствует, но немного поменьше», — признается девушка.


Запаху мазута в ГУП «ТЭК» удивились: по их словам, на источниках воды удаляют коррозийно-агрессивные газы, не применяют реагенты, и тем более горячая вода не имеет контакта с мазутом ни на каких стадиях подготовки. «Фонтанку» заверили: до конца недели петербуржцам постараются вернуть чистую горячую воду. Также в «ТЭК» отметили, что усилили контроль за параметрами качества воды и организовали дополнительную промывку, но подчеркнули: её результативность зависит в том числе и от того, в каких объемах воду используют жители. Грубо говоря, чем больше бойлеров установлено в доме, тем дольше в квартиры будет поступать грязная вода.


Бойлеров в квартирах может быть много — если дальше вчитываться в жалобы жителей, становится ясно, что грязная горячая вода для них на самом деле привычное дело. В одной из квартир на Карпинского, 21, два месяца пользуются только водонагревателем — из-за неприятного тухлого запаха кран с горячей водой перекрыли. «После мытья периодически были высыпания на коже у меня, и сыпалась кожа головы. Звонила несколько раз в центр приема заявок по Калининскому району, там сказали, что до испытаний ничего не могут сделать, вот испытания проведут — и все почистят, но ничего не изменилось», — говорит девушка.


В доме на улице Софьи Ковалевской, 13, к. 4, рассказали, что запах горюче-смазочных материалов преследует их ванные три года, вода периодически становится желтоватой с осадком ржавчины. «Обращалась с жалобами в различные инстанции, в том числе по номеру 004. Проведенная службами экспертиза вынесла результат о пригодности горячей воды. Мне сообщили, что качество воды соответствует стандартам. Недостатки, разумеется, устранены не были, но было предложено установить обычный фильтр на горячую воду со сменными картриджами, который не избавляет от запаха и ржавчины», — разводит руками жительница.

Чиновникам об этих проблемах давно известно. Петербуржец Александр Ворожцов, который живет в ЖК «Академ-Парк» на улице Верности, 17, написал им уже не одно письмо. Когда в 2018-м вода в его квартире стала не только дурно пахнуть, но еще и приобрела серо-зеленый цвет, он обратился в Роспотребнадзор, и на место выехала проверка. На какое-то время проблема исчезла, но вскоре из крана запахло снова — в декабре 2019-го жители ЖК отправляли друг другу фотографии ванн и умывальников, заполненных серой жижей.

Ворожцов обратился в комитет по энергетике и инженерному обеспечению, но там, спустя почти месяц, ответили: ГУП «ТЭК» следит за качеством горячей воды в контрольных точках, и оно соответствует требованиям СанПиН. Тезис дополнили выписками из протоколов лабораторного контроля. В марте водой опять было невозможно мыться — тогда Ворожцов обратился к вице-губернатору Максиму Шаскольскому. Вместе с письмом на его имя ушла бандероль с почерневшим полипропиленовым фильтром. Адресат не стал оригинальничать: вода соответствует требованиям СанПиН по всем контролируемым показателям.


Очередное ухудшение качества воды в июне 2020 года зафиксировал Роспотребнадзор. Ведомство проводило проверку по заявке управляющей компании ООО «УК Академ-Парк», в экспертном заключении от 3 июля говорится, что содержание железа в воде составило 0,37 мг на куб. дециметр при предельно допустимой концентрации в -0,3 мг. «По исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН», — заключили специалисты. Приз в виде черного фильтра в этот раз достался губернатору: Ворожцов отправил Беглову очередную посылку вместе с заключением экспертизы (есть в распоряжении «Фонтанки»). Судя по данным сайта «Почты России», адресат получил фильтр 31 июля.

Собеседник в администрации Калининского района признался, что качество воды в этих домах — действительно проблема не одного года. Многочисленные жалобы от жителей поступают в аварийные службы каждый раз, когда ГУП «ТЭК» проводит на сетях работы — после их окончания вода в кранах квартир темнеет и приобретает неприятный запах. В ЖКС № 3 Калининского района, которая управляет домами на улицах Софьи Ковалевской и Карпинского, а также Северном проспекте, тоже посоветовали задавать вопросы о причинах долголетней проблемы не управляющей компании, а ГУП «ТЭК».


В ГУП «ТЭК» разводят руками: контроль качества горячей воды на источниках проводится ежедневно, а на вводе в многоквартирный дом — при обращении потребителей. «Непосредственно на качество ГВС (горячего водоснабжения. — Прим. ред.) в квартирах потребителей влияют работы, проводимые на внутридомовых системах управляющими компаниями, нарушение содержания и эксплуатации данных систем», — в конце концов заключили в учреждении.


Начальник отдела района районного хозяйства Николай Пришлецов рассказал «Фонтанке», что за последнее время ГУП «ТЭК» проделало большую работу по перекладке труб. Количество жалоб падает. Нынешний всплеск он связывает с интенсивными испытаниями сетей, не обошлось без коронавируса. «В районе 13 котельных, каждая из них должна встать на обслуживание на 2 недели. Допустим, Северомуринская останавливается, её запитывают со стороны Парнаса или Политехнической котельной, — говорит он. — Из-за пандемии то, что «ТЭК» должен был начать в мае, пришлось начинать только в июле, времени всего 2 месяца. Стоит задача минимизировать сроки отключения горячей воды, поэтому происходит это постоянное переключение. Меняется направление потоков, происходит гидравлический удар, поднимается осадок — отсюда ухудшение качества». По словам Пришлецова, после того, как все котельные вернутся к своим зонам обслуживания, будет около полутора недель промывки, и качество нормализуется.

Елизавета Ивантей,


«Фонтанка.ру»  https://www.fontanka.ru/2020/08/07/69409165/



Фото Андрея Салтыкова